Шрифт:
Цвет:

Советы родителям

После трех уже поздно, или когда приобщать ребенка к чтению.

   Для самых маленьких чтение - это, прежде всего, общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбела, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку.

Маленькие дети с удовольствием общаются со своими близкими: вместе с мамой (папой) читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся и смеются над приключениями любимых персонажей. Нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

Предлагаем Вам несложные рекомендации.

От 0 до 1 года

   Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте, и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уж способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, малыш улыбается, если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у ребенка формируются жизненно важные эмоции.

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок ощупывает такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана и рассматривает картинки. Так у ребенка появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в книжках-игрушках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - лаять.

Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь несколько секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить или взять в библиотеке несколько таких книжек-игрушек. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет рассматривать «старые» книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Приобретая книги для своего маленького читателя, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2-х лет

   В возрасте от года до двух лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными предметами и запоминая их по-своему.

Чтобы в сознании у ребенка образовалась прочная связь между предметами и их названиями, требуется многократное повторение этой цепочки: «предмет - его название». И здесь снова на помощь приходит умная; добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книги про животных. Рассматривая картинки с животными, ребенку можно рассказать, где они живут, чем питаются, какие у них привычки. Так формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - «Колобок», «Репка» и другие.

Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

До двух лет в развитии ребенка продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым.

А это уже основа наглядно-образного мышления.

Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел.

 Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы.

А взрослым необходимо помочь малышу соединить картинку и текст воедино.

При выборе книги - сборника сказок, стихов, обратите внимание на ее художественное оформление.

Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций.

Главное требование к рисункам - чтобы картинка была крупной, красочной, а самое главное - понятной малышу.

Если кроха не поймет, что нарисовано на картинке, он потеряет к этой книге интерес.

Когда вы садитесь с ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать ребенка от чтения.

Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух может рассматривать книгу 10-20 минут.

Но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете неприязнь к книге.

От 2-х до 3-х лет

   Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир с помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка. 

Потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом, в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть «повторюшкой»: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой...

К трем годам ребенок уже неплохо говорит и превращается в настоящего «почемучку» - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга: для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, «говорящая обложка», которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети 2-3 лет любят по несколько раз перечитывать любимые истории.

Каждый раз, перед тем, как малыш начнет вас просить прочитать их еще раз, предлагайте другую сказку, даже, если уверены в его отказе.

В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречия, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда почитаю кукле или мишке.

Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!»

В 3-4 года дети слушают в основном мелодию текста, стиха.

Они плохо воспроизводят сюжетную линию, а реагировать на текст учатся, глядя на вас, поэтому проявляйте свои эмоции правильно, с высоты жизненного опыта.

От 3-х до 6 лет

   В период с трех до шести лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы маленький читатель не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух, не рассматривая иллюстрации. Но для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после прочтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу.

Беспроигрышным вариантом в воспитании Книгочтения, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с мамой (папой), можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.